АССОЦИАЦИЯ КООРДИНАТОРОВ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ ШАГ

Страница Директора Школы

Директор школы координаторов сообществ    ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ ГОРБУНОВ

Обучение. ШКС.


 Качество обучения. Обучения, как процесса, входящего в образовательную сферу. Представьте, вы пришли на курс. Пусть это будет курс по групповой динамике. Небольшой, на два-три месяца.

Записались на бесплатный формат или заплатили тысяч 30 сами и пошли учиться. А может быть ресурс на обучение предоставил ваш работодатель или благотворитель, инвестор или меценат. Или сообщество направило. Семья направила. Коллективное или индивидуальное решение начали воплощать.
От чего зависит качество обучения? В первую очередь приходит на ум, что от профессионализма преподавателя и от отношения слушателя к этому делу. Далее, понимаем, что от архитектуры, от дизайна курса – от его наполнения образовательным контентом и от структуры обучения.


А теперь давайте добавим ещё в учёт – в одиночку ли проходите курс или в команде. Команда – это единомышленники, с которыми будете вместе воплощать в жизнь ваши новые навыки или это случайно собравшиеся, в одном месте и в одно время товарищи, с которыми вместе выполняете практические задания, а реализация задуманного у каждого предполагается в самостоятельном режиме?
По каким параметрам сверяем? И как определить, что такое – это качество? Доброжелательная атмосфера на встречах? Внимание преподавателя к вам и его стиль обучать? Ваша радость от учебных встреч? Нужно поразмышлять…
Так как мы говорим о качестве, которое получим по итогам обучения, то переместимся в будущее и посмотрим – группа слушателей закончила курс и теперь нужно понять, что ваше обучение пошло на пользу. Можно итоги подводить по сравнению с самим собой до начала обучения. Можно по каким-либо формальным метрикам – количество часов на лекциях, на практикумах, на практике, сколько книг прочитано и конспектов составлено.
А можно качество обучения измерять по полученной пользе. Ведь придя в нашу Школу какие-то были ожидания? Так что, принимаем во внимание ещё одно условие, влияющее на качество обучения, которое можно выразить в тезисах «хочу» и «надо». Это значит, что в первом случае вы сами приняли решение, предполагая, как полученные навыки примените в жизни и на работе. А может быть это было определено коллегами, руководителем, супругом, родителями и вам предложено в формате - «нужно сделать». Что сильнее: личная мотивация и воля или обязательство перед кем-то? По итогам обучения самому или с кем-то можно оценить качество. А наша Школа в этом поможет.
А вообще, почему-зачем мы идем учиться? И обучаться именно в ШКС? Очевидно - все по разным причинам. Кто-то пришел на наш курс, чтобы открыть для себя новые горизонты, новое направление – сменить работу. Может такое быть? Вполне. Кто-то ищет подработку и решил приобрести и прокачать новые навыки – понимание процессов в коллективе и умение управлять ими в интересах общего дела. Тоже нормальный сценарий. Кто-то осознал, что быть в команде – это классно, ему это нравится, например, со школы и захотел вспомнить детство и прокачать себя в этом плане. Даже не сами групповые процессы привлекают как таковые, а ощущения счастья из прошлого. Для кого-то маловат круг общения, и он учится для расширения пространства контактов. Кто-то полагает на курсе найти партнера, а может быть и супруга – жену или мужа. Кто-то попал на курсы случайно. Кто-то – на спор. Кого-то пригласил друг или подруга. Кто-то готов прояснить для себя картину мира. Ну, так далее – можете выбрать из перечисленного или добавить своё.
Получается, что так как исходные условия у всех разные, то и нет общего критерия определения качества? Так, да не так.
Например, принимаем за определение понятия «качество», что это удовлетворение ожиданий. Выше сделали подход к обозначению причин, побудивших записаться на курс, отчасти описали и какие-то цели, которые слушатели ставят себе, наполнившись обучением. Но это нельзя назвать ожиданиями, это просто побудительные мотивы или стимулы.
Так вот, мы в ШКС заметили, что ожидания формируются или уточняются по ходу обучения. Это случается через новое узнавание себя, через так называемый «вау-эффект» – это озарение, которое посещает слушателя.
Ведь конечно же, обучение дает не только и не столько новые навыки, сколько помогает открывать новые возможности в окружающем мире, находить новые ресурсы у себя и своей команды. А вот уже для этого и нужны новые навыки!
Например, на некоторых курсах начинают с того, что предлагают абитуриентам сформулировать цели обучения, а по окончании соотнести с итогом. Но ведь цели мы намечали когда-то, это было в прошлом. А «за время пути собачка могла подрасти»… Так что, первый этап оценки качества обучения – это предоставить слушателю возможность сравнить себя настоящего с тем, каким он был до начала обучения.
Итак, что такое качество обучения? В общем виде – это удовлетворение своих ожиданий, в случае, когда решение прийти на курс принято самим слушателем. Или это удовлетворение ожиданий условного «заказчика» на ваше обучение – руководителя, партнера, команды и тп. Сколько может быть этих ожиданий? Да, сколько угодно. Как же нам решить, есть качество или пользы ноль? Надо согласоваться. Первый раз, на входе в процесс обучения, затем – в середине, так как ожидания могут смениться, уточниться. И уже по итогам. «Друг, а чего ты ждешь в результате обучения? Как будешь его оценивать?». И дать десятка два вариантов, часть которых мы наметили выше.
Мы привыкли, что система обучения приглашает в процесс. А на сколько осознанно принятое слушателем решение? Очевидно, что эффективность инвестиций в себя зависит от качества обучения, а оно от осознанности слушателя. Из практики видно, что нет прямой зависимости между принятием решения об обучении и карьерным или профессиональным ростом, повышением качества жизни. Именно поэтому в ШКС органично вплетено выращивание навыков работы со своим образом будущего. На входе в обучение, в процессе, по итогам. И, конечно, понимание как использовать новые навыки, приходит к выпускнику по прошествии какого-то времени. При условии регулярной практики. Практика, практика и ещё раз практика.
Итак, мы в ШКС смогли решить задачу осознанного подхода к обучению. При данности, что основной поток слушателей, приходящих к нам, не могут четко сформулировать, зачем это делают. Звучат слова «люблю учиться», «новые контакты», «расширить кругозор» - это и есть кирпичики, без которых не построить. А в ШКС предоставляется технология складывания себя нового из этих материалов. 

ОБРАЩЕНИЕ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ КООРДИНАТОРОВ СООБЩЕСТВ
ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА ГОРБУНОВА

Будущее магнитит

Будущее магнитит.
Есть такое тёплое слово «забота». А в сочетании с энергичным словом «будущее», даёт интересный эффект.
Забота о будущем, то что нас ведёт по жизни. Можем и не осознавать это, а называть провидением, судьбой, случаем.
И тогда гармония наполняет нас, пусть терзает пресловутое желание поиска смысла жизни - это как внутренний потенциал. Будущее магнитит.
Образ будущего может и фантазийный или сочетаться с реальностью, это кто как смотрит и речь-то о другом. Образ становится для нас реальным, если он желанный, если он целен и ценен. А когда друзья и враги, партнеры и контрагенты почувствуют его ценность для нас, тогда и им захочется к присоединиться. По простой причине - у них нет своего цельного и ценного отношения к будущему, они живут сегодняшним днём.
А ещё интересно, что в этой ситуации они нужны друг другу, что это одна система - те кто проектирует будущее, и те кто пашет каждый день от зари до зари. И это не иерархия, не главенство одних над другими, а это симбиоз, это живой организм...


цитата недели

— Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса?
— Лаской.. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом.
М.А. Булгаков "Собачье сердце"

Владимир Леви «Искусство быть собой»

"Всё будет как нельзя лучше, если вы будете действовать методично, последовательно, с постепенным усилением требований к себе."